Как подготовить ребенка к детскому саду?

Как подготовить ребенка к детскому саду

Малышу скоро исполнится три года, и он пойдет в детский сад. Только ли возраст - главный критерий для этого важного шага?

Как родителям лучше всего использовать оставшееся до поступления в садик время, чтобы подготовить сына или дочку к новому этапу в жизни? Прежде всего, надо знать, что должен уметь ребенок и какими навыками обладать.

Основные критерии готовности

  • Речевые навыки. Малыш должен уметь изъясняться и уже разговаривать настолько хорошо, чтобы играть и общаться с ровесниками. Он должен также уметь объяснить воспитательнице, как он себя чувствует и что ему надо.
  • Самостоятельность.  Ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Например, уметь убирать игрушки, одеваться, а также быть достаточно уверенным в себе, чтобы сходиться со сверстниками.
  • Любопытство. Ребенок должен сам хотеть знакомиться с новыми играми и незнакомыми детьми. Для этого надо, чтобы он время от времени проводил несколько часов отдельно от родителей.

С возрастом это связано весьма условно, и не стоит рассматривать эти три пункта как обязательные условия. Четырехлетнего малыша, который подолгу играет один и до сих пор цепляется за мать, тем более следует определить в детский коллектив, чтобы он учился самостоятельности. Специалисты советуют родителям внимательно наблюдать за ребенком, за его желаниями и возможностями — и только потом принимать решение. Вообще-то созреть для детского сада должны не дети, а родители.

Родителям необходимо будет согласиться с тем, что их сын или дочка учиться всему будут не только у них, что авторитетом для них станет воспитательница. Им надо примириться, к примеру, с тем, что малыш будет приходить домой и петь какую-нибудь новую любимую песенку, которая им самим совершенно незнакома, что они охотнее будут играть со своими детсадовскими друзьями, чем оставаться дома с родителями. Многим мамам и папам эта необходимость отпустить от себя свое чадо дается очень нелегко. Если ребенок устанавливает контакт с другими, это не означает, что он отворачивается от матери. Просто он уверен в материнской любви.

А как насчет мокрых штанишек? Конечно, хорошо бы, чтобы поступающие в детский сад дети уже не нуждались в подгузниках. Часто  нет специального помещения для смены подгузников, и поэтому данная процедура особенно неприятна и для детей. Ведь даже малыши, которые давно уже научились контролировать мочевой пузырь и кишечник, тем не менее в пылу игры могут иногда наделать в штанишки. С другой стороны, у тех, кто еще не освободился от подгузников, происходит скачок в развитии, потому что они видят вокруг себя сверстников без подгузников и начинают сознательно или бессознательно подражать этому примеру. Ни в коем случае нельзя дома пытаться оказывать давление: «Тебя не возьмут в садик, пока не научишься самостоятельно ходить в туалет».

Лучше всего, когда все заинтересованные стороны способствуют удачному началу детсадовской жизни: родители, отпускающие от себя детей, дети, радующиеся новой жизни, новым друзьями — и воспитательницы, окружающие ребенка вниманием и заботой. Тогда пресловутая «зрелость» развивается как бы сама собой, в соответствии с нормальным темпом развития ребенка — как умение ходить или первые слова.

Тому, кто неуверен, действительно ли его малыш готов, стоит поговорить с воспитательницей из той группы, в которую будет ходить ребенок.

Несколько способов помочь ребенку

  • Посещать детский сад. Если воспитательницы не возражают, вы можете вместе с сыном или дочерью ходить играть на игровой площадке детского сада. Так малыш познакомится с территорией, оборудованием игровой площадки и с другими детьми. Иногда возможно даже регулярное посещение той группы, в которую он впоследствии будет зачислен.
  • Завязывать контакты. Первых друзей для своих детей подыскивают обычно сами родители. Это могут быть соседские дети, которым тоже скоро предстоит ходить в тот же садик, или старшие мальчики и девочки, которые посещают его уже относительно давно. Попробовать привлекать к присмотру за ребенком посторонних. Чаще оставляйте малыша под наблюдением других взрослых. Пусть он привыкает к тому, что почитать вслух может не только папа, утешить и приласкать - не только мама.
  • Обеспечить возможность приобретать опыт самоутверждения в группе. В детском саду детей много, и они вынуждены делить внимание немногих взрослых. Хорошо, если ваш ребенок уже имеет такой опыт, например, от посещения игровой площадки и т.д. Рассматривать книжки с картинками, где наглядно описаны детсадовские будни. Обрисуйте реалистическую картинку пребывания в садике.

Говорите о детском саде в положительном смысле, ни в коем случае не превращайте его в угрозу. Рассказывайте, что там можно познакомиться с новыми играми, новыми друзьями, но не пробуждайте нереальных ожиданий. Ребенок должен, например, знать, что там есть также некоторые, хотя и несложные, обязанности, и что воспитательница там для всех детей. Родителям следует поразмышлять на тему «зрелости» иначе: когда мой ребенок будет в состоянии хорошо чувствовать себя в детском саду? Вот тогда он и будет готов сделать этот большой шаг к самостоятельности.