Дислексия - не приговор!

Дислексия

Когда специалист ставит ребенку диагноз дислексия, у большинства далеких от педагогики или медицины родителей появляется чувство растерянности. Что это? Болезнь, которую необходимо лечить? Отставание в обучении, которое нужно срочно наверстывать? Или не заслуживающая особого внимания мелочь, которая сама по себе пройдет с возрастом?

Тот же, кто хотя бы поверхностно знаком с проблемой, сразу вспомнит об однокласснице или, скорее, однокласснике, так как у мальчиков дислексия встречается в несколько раз чаще, низко пригнувшем голову к парте и мучительно складывающем слоги в слова.

Ребенка с дислексией не любят более успешные в учебе дети, он раздражает своей непонятливостью и медленным чтением учителей, в школе ему плохо и неуютно… И никто никогда не скажет ему самого главного, не скажет ему о том, что он ничем не хуже одноклассников, что он просто другой.

Так может быть рассказать ребенку о его «особенностях» и успокоиться на этом? Разумеется, нет!

Что такое дислексия?

Буквальный перевод слова дислексия с греческого языка звучит как «сложность со словами (со словарем)». Все исследователи (педагоги и врачи) дают термину разные определения, но суть их сводится к одному – при дислексии нарушается способность в полной мере овладевать чтением, а другие способности к обучению сохраняются. В том, что природа нарушения имеет неврологическую основу, мнения исследователей сходятся. Дислексия у взрослых (или приобретенная) выражается в утрате умения читать.

Различают собственно дислексию, при которой обучение чтению затруднено, но все-таки возможно, и алексию – такое состояние, при котором обучение невозможно в принципе.

Очень часто к перечисленным выше проблемам добавляются нарушения зрительного либо слухового восприятия (нарушение речевого слуха), отставание в развитии моторики, дефекты в устной речи и неразвитые пространственные представления – в этом случае говорят о смешанной дислексии.

Признаки дислексии 

Для того чтобы предположить наличие дислексии у ребенка (но не поставить диагноз!), родителям стоит как можно честнее ответить на такие вопросы:

  • Хорошо ли ребенок ориентируется в пространстве?
  • Легко ли он воспринимает информацию?
  • Организован он или нет?
  • Быстро ли и качественно он запоминает правильное написание слов?
  • Он осваивает чтение без проблем?
  • Понимает ли прочитанное?
  • У него хорошая координация движений?
  • Внимателен ли он?
  • Легко ли он овладевает письмом?
  • У него хороший почерк?
  • Он любит писать?
  • Он легко воспринимает абстрактные понятия?
  • Он легко выражает свои мысли?

Если на большинство вопросов напрашивается отрицательный ответ, то есть повод обратиться к специалистам, ведь дислексия у детей - не такое редкое явление. Для выявления дислексии у взрослых используются, естественно, другие тесты.

О постановке диагноза речь может идти только после полного диагностирования, которое включает в себя проверку слуха и зрения, когнитивное тестирование, определение уровня восприятия информации, анализ работы сенсорной системы и другие исследования, которые могут проводить, разумеется, только профессионалы.

Дислексия и умственное развитие

Итак, «приговор» прозвучал – вынесен диагноз дислексия…

Как это ни странно, но повода для расстройства или, тем более, для отчаяния нет!

Дело в том, что дислексия – это не психическое заболевание, не порок работы мозга, а всего лишь нейробиологическая особенность человека, скорее всего полученная по наследству, которая требует иного подхода к его обучению.

Людей с дефектами слуха или зрения, а также умственно отсталых «дислектиками» не называют, скорее всего, у них определят неспецифическое (вторичное) нарушение чтения.

Дислексия у детей не является препятствием ни к успешному овладению музыкальными инструментами и ни к занятиям спортом, вопреки (или благодаря?) ей может проявиться талант художника, математика, музыканта.

Коррекционные методики

Оптимистическое отношение к дислексии появилось не на пустом месте – дело в том, что существуют методики, позволяющие очень успешно обучать чтению детей и взрослых с подобными отклонениями от нормы.

Одна из самых распространенных методик - методика Рональда Д.Дейвиса.

Ее основополагающая идея заключается в том, чтобы с помощью специальных приемов перевести в образное выражение печатные слова, сделав их понятными для дислектика.

Удобство и эффективность системы Рональда Д.Дейвиса оценили многие – ведь для коррекции дислексии по данной методике нет необходимости отрывать ребенка от обычного процесса учебы в школе, так как занятия ведутся параллельно.

А еще более успешными занятия сделает осознание родителями того, что если дислексия и болезнь, то, несомненно, болезнь талантов!

Автор - Лариса Гартман

Комментарии (8)
Оля

Может быть дислексия - это не диагноз, но только не в нашей стране. В других странах, в частности в Америке, не является препятствием для устройства на отдельные виды работ такие заболевания как синдром Дауна. У нас этим людям ставится приговор фактически с детства. Так что при дислексии, если родители не опустят руки, то потребуется масса денег и усилий, чтобы ему помочь. Потому что даже если это делать кому-то из родителей, то второй должен содержать семью. И очень часто у кого-то не выдерживают нервы и он уходит. Так что все это очень сложно.

ольга

В Кыргызстане нет помощи дислектикам.Про методику Дейвиса вообще не слышали.Как помочь уже взрослому сыну не знаю.

кристин

Да,самое страшное это -не сама болезень,а то как на неё реагируют педагоги.И как гнобят,детей.

Гость

У меня трое детей и средний как раз дислексик! Перешел в третий клас а читать не хочет! Зато математика учится на 12 баллов! А что делать с чтением я не знаю!

Гость

БЕСПЛАТНЫЙ "Информационный марафон" семинаров для родителей, педагогов и специалистов.

Здравствуйте!!
Мне бы хотелось сообщить об уникальной конференции,
которая будет проходить в Москве 10/9/12 и в Петербурге 12/9/12.
"Информационный марафон" практических семинаров для родителей, педагогов и специалистов по двум независимым темам:

1. Спектр аутизма
2. Проблемы обучения: дислексия и СДВ(Г)

Это совместный социальный проект РИА Новости и Израильской компании "Суламот".
Все лекторы - действующие израильские специалисты, ведущие эксперты в своей области.
Также будет представлен необычный подход к коррекции дислексии, разработанный шотландским оптиком.
В области аутизма будет представлен очень интересный проект трудоустройства высоко-функциональных взрослых аутистов.
Все лекции будут проводиться на русском языке или сопровождаться синхронным переводом.
Участие бесплатное.

Вся подробная информация об этом мероприятии и регистрация: www.sulamot-info.com

Жанар

У меня ребенок не может читать нам 7 лет

Гость

ОО!Дислексия - болезнь вашего восприятия, а не носителя такого "отклонения". У меня дислексия, мне скоро 30, а я до сих пор путаю буквы и окончания, предложения строю как мастер Йода. Читать учили родители до школы - бесполезно! Папа иногда не выдерживал моей "тупости", скорость чтения в школе была на тройку, с доски списывала с ошибками..но ничего с тройки на четверку и училась, как многие дети! Я не знала, что у меня что-то нет так, и никто об этом не зацикливался!!! Алгебра была мучением, зато геометрию знала на 5! я ее понимала! После 9 класса родители хотели отдать в колледж и тому подобное..но я не захотела быть хуже остальных, и отстояла право учиться в институте, мало кто верил что я его благополучно закончу! но вот..мне скоро тридцать, у меня два высших образования. Ну, да по лесу я хожу только с навигатором, а от цифр стараюсь держаться как можно дальше. Ну не могу я концентрироваться, и что с того?? у меня другие сильные стороны!!
Уважаемые родители, не мучайте своих детей!! все с ними хорошо! Просто любите их и верьте в них!!

Гость

Метод Дейвиса в помощь дислектикам.